Первые шаги в электронной коммерции. Советы адвоката

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. СОВЕТЫ АДВОКАТА

Правило трёх М:

  • Максимум прибыли
  • Минимум вложений
  • Максимум безопасности

Шаг первый: Определение организационно-правовой формы

Вариант 1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Вариант 2. Физическое лицо-предприниматель (ФЛ-П)

Преимущества ООО:

  • 1. Высокий статус. Уровень доверия клиентов.
  • 2. Участником ООО может быть одно физическое лицо.
  • 3. Ответственность участника по долгам общества ограничена уставным капиталом.
  • 4. Использование фирменного наименования как средства индивидуализации бизнеса.
  • 5. Несложная процедура привлечения инвестора или продажи бизнеса.

Недостатки ООО:

  • 1. Более высокие затраты на создание и сопровождение деятельности.
  • 2. Необходимость привлекать бухгалтера.
  • 3. Более высокая вероятность проведения проверки.
  • 4. В перспективе – обязательное использование кассового аппарата.

Преимущества ФЛП:

  • 1. Невысокие затраты. На первых порах можно работать без бухгалтера.
  • 2. Упрощённая отчетность.

Недостатки ФЛП:

  • 1. Невысокий уровень доверия. Особенно со стороны нерезидентов.
  • 2. Ответственность всем своим имуществом.
  • 3. Процедура привлечения инвестора более сложная.
  • 4. Невозможность иметь фирменное наименование.

Второй шаг: Налоговое планирование

Как ФЛ-П, так и ООО могут использовать упрощенную систему налогообложения, т.е. единый налог.

ФЛ-П могут находиться как на 2, так и 3 группе.

Вторая группа:

  • - не используют труд наёмных работников или количество наёмных работников единовременно не превышает 10 человек.
  • - общий доход не превышает 1 000 000 грн.

Третья группа:

  • - не используют труд наёмных работников или количество наёмных работников единовременно не превышает 20 человек.
  • - общий доход не превышает 3 000 000 грн.

Шаг третий: Программное обеспечение

  • 1. ПО можно разработать самостоятельно.
  • 2. Разработку ПО можно заказать специалистам.
  • 3. Приобрести готовую коробочную версию.
  • 4. Купить лицензию (аренда).

Если ПО разрабатывается, либо заказывается, либо приобретается лицензия на него за границей, то при перемещении его через таможенную границу Украины такое перемещение не декларируется и не подлежит таможенному оформлению и контролю. Информация правового характера, которая должна быть размещена на сайте:

  • 1. Информация по защите прав потребителей.
  • 2. Информация по защита баз персональных данных.

Защита прав потребителей

Содержание сайта интернет-магазина:

  • 1. данные о наименовании, месте нахождении продавца и способах связи с ним.
  • 2. информацию о товаре, в т.ч. наименование; основные характеристики ; сведения о составе вредных веществ и о наличии генетически модифицированных компонентах; данные о цене, количестве и ассортименте; данные о производителе, а также информацию о сертификации товара.
  • 3. Информацию о предприятиях, производящих гарантийный ремонт.
  • 4. Сведения о правах потребителей. Потребитель должен быть уведомлен о возможности замены товара, в случае его отсутствия иным товаром в период до заключения договора.
  • 5. При реализации товаров через Интернет-магазин продавец обязан выдать потребителю документ, который подтверждает заключение договора с наличием информации о цене продукции; дате заключения договора; наименовании продукции; наименовании и местонахождении продавца; правах и обязанностях сторон.

Рекомендация:

Оформляя покупку, берите с покупателей «расписку» примерно с таким содержанием: «Подтверждаю, что при заказе выбранного товара, я получил детальную информацию о его производителе, качестве и свойствах товара, цене, а также об правилах и условиях его приобретения и доставки. Претензии, в связи с полученной информацией, к продавцу не имею».

Персональные данные (ПД)

ПД - это совокупность сведений, при помощи которых можно идентифицировать физическое лицо.

База ПД — это именованная совокупность упорядоченных персональных данных (пользовательская база магазина, сайта, список сотрудников в бухгалтерии компании, список клиентов)

Обязанности владельца базы персональных данных:

  • 1. Разъяснить покупателю цели и права, возникающие при обработке его ПД.
  • 2. Получить согласие покупателя на использование и обработку его ПД.
  • 3. Регистрация базы ПД в государственном реестре.
  • 4. Обеспечение защиты базы ПД.

Рекомендация:

  • 1. Создайте на сайте страничку, посвященную защите баз ПД.
  • 2. Оформляя покупку, возьмите с покупателей «расписку» примерно такого содержания:

«Я разрешаю администрации сайта magazin.com собирать, а также обрабатывать мои персональные данные. С целями обработки, а также использования моих персональных данных и с правами, возникающими в связи с обработкой моих персональных данных ознакомлен».

Иные важные мероприятия, на которые следует обратить внимание:

  • - Фотосъёмка.
  • - Хозяйственные договоры.
  • - Трудовые договоры.
  • - Должностные инструкции.
  • - Положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации. Письменные обязательства работников о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

Автор: Илья Крючков